|
Отправлено: 03.05.07 21:15. Заголовок: Какого рожна детективщиков потянуло писать "Евангелия"
Елена Чудинова РАССУЖДЕНИЕ О ПРОТИВУБОРСТВЕ ДУХОВНОМ НА ЗАРЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, или КАКОГО РОЖНА ДЕТЕКТИВЩИКОВ ПОТЯНУЛО ПИСАТЬ "ЕВАНГЕЛИЯ" "Ты водишься с Обезьяньим Народом - серыми обезьянами, с народом, не знающим Закона, с народом, который ест все без разбора? Как тебе не стыдно!" Р.Киплинг. "Маугли". Хотелось мне всего-навсего обзорно порассуждать о новой волне литературного процесса - "христианском фэнтези". Подумать, не являются ли книги о посмертной жизни души etc. профанацией, как многие не без резона полагают. Но возникли обстоятельства, резко поменявшие мое отношение к предмету. Со всеми своими спорными моментами - слава Богу, что христианское фэнтези появилось. Итак, обзора не будет. Возьмем всего лишь одну фигуру новой волны, на сей момент безусловно лидирующую, и посмотрим, что стоит насупротив. Тут-то оно все и станет ясно. Тема Православия в беллетристике активно представлена сейчас двумя именами. Это Юлия Вознесенская и Борис Акунин, и я всячески прошу прощения у Юлии Вознесенской за то, что вынуждена поставить ее с последним на одну доску. Два литератора пишут беллетристику о Православии, один изнутри, другой - извне. Для одного оно с прописной буквы, для другого - со строчной. Один "раскручивается", и успешно, безо всякой рекламы, у другого реклама изначально была больше тиражей. Об одном, невзирая на популярность и премированность, TV воды в рот набрало, другого популяризирует даже себе в убыток 1. Дебютом Ю.Вознесенской на родине 2 явилась повесть "Мои посмертные приключения". Факт ее выхода значим как основополагающий камень при закладке нового жанра, но не более, и вот почему. Писатель относится к тому поколению, чей купный иронический портрет являет образ героини. Теперь, когда уровень религиозной просвещенности весьма поднялся, "Посмертные приключения" можно было бы счесть книгой устаревшей с момента написания. Это, впрочем, не так. Книга не устарела потому, что ровесники автора, носители мировоззрения 60-70 гг., ныне, слава Богу, живут и здравствуют, и вот их эта книга сейчас цепляет за живое. Например - среди них самое большее число интересантов НЛО. А Вознесенская их Серафимом Роузом по голове! Вот они и чешут шишку в задумчивости. Между тем у молодежи шишка не вскочит, бум НЛО их не затронул. "Посмертные приключения" чувствительно задевают болевые точки поколения ровесников автора, они с автором понятны друг другу, автор своего рода миссионер среди них. Сказано выше насчет религиозной просвещенности. Умножиться-то она умножилась, но своеобразным образом. Если раньше один молодой человек, студент, из тысячи в лучшем случае, знал о Феофане Затворнике, то теперь мы насчитаем одного такого студента из, допустим, сотни. Но 99 сегодня не отличат паникадило от тропаря ровно так же, как не отличили бы 999 вчера. Так вот этот один из сотни сморщится на "Посмертные приключения": примитивно мол, все и так это знают. А 99, которые не знают, тем не менее за "Посмертные приключения" не ухватятся, НЕ НА ИХ ЯЗЫКЕ книга написана. Если в "Посмертных приключениях" автор лишь спасает себя (читай, свое поколение), то в другой книге "Путь Кассандры, или Приключения с Макаронами" автор (и христианское фэнтези в его лице) переходит в наступление. Он начинает говорить на языке тех школьников-студентов, что религиозно не просвещены и безразличны. Именно поэтому мы и остановимся на "Приключениях с Макаронами" подробней. Эта антиутопия - проекция сегодняшнего дня в недалекое будущее. Экология земли погублена, уровень жизни сильно сократившегося населения планеты катастрофически упал, технический прогресс продолжается. В результате человечество практически переселяется в усовершенствованный интернет, в виртуальный мир. Чахлая болезненная молодежь ждет не дождется, чтобы, оттрубив скучный день на работе, проглотив безвкусный паек, надеть наушники и уткнуться в экран компьютера, по тогдашнему "персоника". Там их ждет настоящая, с большой буквы, Реальность. Там они всемогущи и красивы, свободны и богаты, там у них есть друзья и любовь. Вне виртуального мира они носят убогую униформу, "гигиенично" бреют наголо голову, ютятся в крошечных каморках, не заводят ни дружб, ни романов. Ведь их физическая жизнь лишь жалкая тень роскошной виртуальной. Поэтому кому придет в голову заметить, что на смену обществу постхристианскому пришло общество Антихриста, что эвтаназия сделалась нормой, что плоть помечена особой кодовой печатью, без которой никак нельзя ни покупать, ни продавать. Есть где-то в горах небольш
|